Конструкция стартера
В основе конструкции стартера грузового автомобиля лежит простой электромотор. Ток на ротор поступает от аккумулятора с и управляется посредством замыкания контактной группы в замке зажигания. Масса замыкается на кузов машины. Корпус стартера снабжен «втягивающим» реле с мощными контактами, которые выдерживают огромную силу тока и выполняют 2 функции:
- подача питания на пусковое устройство;
- сцепление валов стартера и мотора посредством обгонной муфты - «бендикса».
Данная муфта работает как втулка велосипеда: стартер крутит двигатель, но запущенный мотор не раскручивает стартер до губительных оборотов.
Причины неполадок стартеров
- Не функционирует втягивающее реле (нет щелчка). Причины: полная разрядка АКБ, короткое замыкание внутри обмотки втягивающего реле, повреждение провода, неполадки замка зажигания.
- Быстрое вращение стартера, но маховик не крутится - возможна пробуксовка муфты либо неисправность рычага включения. Возможно отказало поводковое кольцо или барахлит бендикс.
- Втягивающее реле рабочее, но ротор не вращается или недостаточно вращается - замыкание или износ щеток.
- На работающем моторе продолжает крутить стартер - отказ втягивающего реле, не выходит из зацепления обгонная муфта.
Когда при пуске двигателя слышен короткий скрежет, то тоже пора провести диагностику и текущий ремонт стартера.
Этапы выполнения работ
В грузовых авто, как правило, невозможно отремонтировать стартер, находящийся в штатном положении. Во многих моделях он располагается в плохо доступном месте. Перед снятием агрегата его необходимо очистить.
Демонтаж стартера
Сначала отсоединяется клемма со знаком «минус». Откручивают крепеж, фиксирующий электропровод на втягивающем реле, снимают проводку и гайку крепежа положительной клеммы, снимают провод питания. Затем откручивают 2 гайки, на которых держится стартер и снимают его.
Проверка и выполнение ремонта
Первичную диагностику начинают с проведения визуального осмотра на предмет внешних дефектов.Чтобы сделать вывод о работоспособности снятых с грузовиков пусковых агрегатов, понадобится заряженный аккумулятор. На корпус стартера подключите массу, положительный провод к разъему втягивающего реле, которое при этом должно активироваться и выдвинуть бендикс. Если же этого не происходит, то реле требует ремонта либо замены.
При подключении плюсового провода к контакту, находящемуся за втягивающим реле, стартер должен включиться. Иначе надо полностью разбирать агрегат.
Бендикс
Шестерня в составе обгонной муфты, что входит в зацепление с маховиком, несет большие нагрузки. После нескольких лет регулярной эксплуатации автомобиля ее зубья вырабатываются и могут вызвать прокручивания. Проблема выявляется при помощи отвертки (нормально бендикс крутится в одном направлении). А решается она заменой бендикса или же венца маховика.
Требуется исследовать шестерню на предмет сколов и прочих дефектов. Определить крутящий момент, установить наличие сцепления с маховиком, а также срывы бендикса можно с использованием специального стенда.
Втягивающее реле
Первым делом - проверить на наличие повреждений. Затем изменение напряжения для определения потерь и проверить нет ли нарушений изоляции сзади на крышке. Сопротивление, создаваемое обмоткой должно находиться в диапазоне 1...1,5 Ом (первый щуп - на контакт "выкл.", второй - на “+”).При обнаружении проблемы, надо демонтировать крышку и поменять медную пластину, а также контакты под ней.
Щетки
Необходимо померить сопротивление, возникающее между главной пластиной и держателем щеток. Его значение должно приближаться к бесконечности. Допустимая высота графитовых щеток - не меньше 0,7 см. Если они износились, требуется выполнить их замену.
Статор
Проверка на предмет механических повреждений, оплавлений и надежности фиксации магнитов. Нормальные показания сопротивления в обмотке - порядка 10 000 Ом. При выполнении ремонтных операций с габаритными стартерами грузовиков следует контролировать состояние проводки, для чего частично снимается изоляция.
Ротор
Визуальный осмотр помогает выявить электрические и механические повреждения якоря. При значительной выработке втулок (подшипников) стартера, ротор начинает шататься, цепляя обмотку статора. Это может повредить изоляцию. Если между коллектором ротора и стертыми щетками нет полного контакта и появляется электрическая дуга, то он может оплавиться.
Даже с виду безупречный якорь может быть неисправным. Определить это поможет прибор мегаомметр, посредством которого измеряется сопротивление изоляции, выявляются межвитковые замыкания и наличие пробоев изоляции.
Крышки
Необходимо обращать внимание на наличие деформаций монтажных отверстий, установить параметры зазоров, удостовериться, что места посадки подшипников и втулок не подверглись повреждению. Осматривая редуктор, следует проверить на целостность шлицы, звездочки и вал. При наличии видимых повреждений деталь меняется.
Чтобы смазать редуктор, применяются особые составы, предназначенные для смазки планетарных передач либо низкотемпературные консистентные составы, которые стоят недешево и найти их трудно. Для одноразовой работы такая покупка нерациональна, поскольку из дорогой тубы вы используете всего пару грамм. Поэтому допускается применение всеобще доступной смазки предназначенной для ШРУС, а также для подшипников. Наносить ее следует в небольших количествах, не заполняя весь редуктор.
По результатам проведенной диагностики можно дать заключение, какой из элементов подлежит замене, и есть ли смысл в проведении восстановительных работ в отношении стартера в целом.
Процесс сборки и установки
По окончании ремонта с заменой необходимых деталей агрегата, его собирают и монтируют на место в обратной последовательности. Сперва он навешивается и фиксируется 2-мя гайками. После этого возвращаются на места кабеля и крепится плюсовая клемма аккумулятора.Завершающие операции состоят в фиксации провода, подающего питание на втягивающее реле, и присоединении отрицательной клеммы.
В случаях, когда для снятия стартера пришлось вывешивать мотор, то теперь можно вернуть его на свое место.
Советы мастеров
Никогда до этого не сталкиваясь с самостоятельной починкой стартера, можно случайно перепутать порядок операций при монтаже. Во избежание этого, в процессе демонтажа агрегата необходимо записывать свои шаги, делать пошаговые фото либо выкладывать последовательно все детали по мере их снятия.
Заранее позаботьтесь о качестве меняемых компонентов, приобретая запчасти только у проверенных поставщиков. На сайте нашей компании «Автозапчасти-ЮА» можно заказать оригинальные комплектующие для стартеров грузовых авто из Китая. У нас постоянно на складе имеются наиболее ходовые запчасти с возможностью заказа отсутствующих в данный момент позиций.
Если грамотно вникнуть в механизм работы и причины поломок автомобиля, то можно не только сэкономить свои средства, но также развить свои навыки и расширить кругозор. Действуя аккуратно, внимательно и последовательно, у вас все получится!