Заказать звонок

Устройство электрооборудования грузового автомобиля

схема электрооборудования автомобиля

Электрооборудование обеспечивает функциональность, управляемость и безопасность всех систем автомобиля. Специфика работы грузовых машин предусматривает повышенную нагрузку на электрические исполнительные устройства, токоведущие провода, источники энергии. Проведем краткий обзор конструкции системы, снабжающей электроэнергией узлы тяжелого автотранспорта.

Электрические системы грузовика

От эффективной работы бортовой сети зависит выполнение следующих задач:

  • беспроблемный пуск мотора;
  • стабильное функционирование ЭБУ;
  • работоспособность систем освещения и подсветки;
  • безотказность блоков комфорта;
  • поддержание токовых характеристик в оптимальных параметрах;
  • восстановление емкости аккумулятора.

Электрические системы грузовых автомобилей состоят из источников тока, элементов управления, потребителей энергии.

Источники тока

грузовой аккумулятор

Устройства, обеспечивающие бесперебойное питание электроэнергией всех потребителей в необходимых объемах.

Аккумуляторная батарея накапливает ток, преобразуя его в химическую энергию. При задействовании АКБ в качестве источника, в батарее происходит обратный процесс » превращение химической энергии в электрическую » передача потребляющим системам электрооборудования автомобиля.

Аккумулятор отвечает за:

  • пуск двигателя стартером;
  • подачу тока на генератор;
  • «помощь» генератору в условиях высокого потребления энергии;
  • функциональность охранной системы, питание «памяти» ЭБУ в режиме стоянки.

На грузовом автотранспорте используются аккумуляторы на 12В. На машинах с 24-вольтными системами, ставятся 2 последовательно соединенных 12-вольтных АКБ. Основными техническими характеристиками автомобильных батарей являются параметры емкости (в Ампер-часах), и пуско-зарядного тока (в Амперах). Оптимальная величина для грузовых автомобилей: ток пусковой (стартерный) ‒ 800 ‒ 1400 А, емкость ‒ 110 ‒ 240 А-ч.

Генератор: создает ток необходимого напряжения (методом преобразования (генерирования) механической энергии в электрический ток), и питает им системы электрооборудования, является базовым источником энергии после запуска мотора; подзаряжает АКБ. Номинальная функциональность генератора ‒ определяющий фактор в работе автомобиля.

Элементы управления

соединение элементов управления электрооборудования

Отвечают за координацию и эффективность работы компонентов электрооборудования. В современных грузовых автомобилях к элементам управления относятся ЭБУ, предохранительные блоки, реле, переключатели.

Электронные блоки управления контролируют и корректируют работу одной или нескольких систем электрооборудования при помощи «вшитых» алгоритмов. Автомобили оснащены десятками блоков, принимающих информацию от датчиков. Основные ЭБУ:

  • двигатель ‒ ECM;
  • панель приборов ‒ IPC;
  • сигнализация ‒ VTD;
  • подушки безопасности ‒ ACU;
  • климат-контроль ‒ CCP, HVAC;
  • двери ‒ DCU;
  • антиблокировочная система ‒ ABS;
  • контроль положения кузова (с пневмоподвеской) ‒ ELC;
  • управление АКПП ‒ IСМ;
  • гидроусилитель руля ‒ HPS.

При нарушениях работоспособности элементов электрооборудования, ЭБУ сигнализируют об этом на «приборке», или переводят автомобиль в аварийный режим движения. ЭБУ дают возможность проверить работу всех систем электрооборудования диагностическими устройствами и оперативно устранить неисправность.

Реле ‒ электромагнитные устройства, управляющие автоматическим включением/выключением исполнительных механизмов.

Предохранители защищают устройства системы и провода от критических нагрузок и замыканий; размещаются в блоках в сгруппированном виде.

Переключатели позволяют в ручном режиме включать, регулировать и выключать электрические системы автомобиля. К ним относятся: замки включения зажигания, переключатели освещения/подсветки, «дворников», омывателей и т.д.

Потребители энергии

На электрическом токе работают все устройства, создающие максимальную производительность, экологичность, безопасность, комфортабельность грузового автомобиля. Электроэнергия потребляется:

  • основными системами, обеспечивающими пуск мотора и движение автомобиля;
  • ЭБУ, датчиками, контролерами;
  • осветительными приборами;
  • звуковой и световой сигнализацией;
  • системами безопасности и комфорта;
  • противоугонными устройствами.

В бензиновых грузовых автомобилях система зажигания использует ток высокого напряжения, создаваемый катушкой, величиной 10 ‒ 30 КВ.

Классификация электрооборудования грузовика

электросхема грузовика

Устройства электрических систем тяжелых автомобилей по времени исполнения «обязанностей» распределяются на механизмы быстротечной (кратковременной) работы, долговременного использования, и постоянного функционирования (основные потребители).

Кратковременные устройства включаются в работу автоматически, или вручную на непродолжительный срок: свечи накаливания, прикуриватель, пусковая система, опции комфорта, указатели поворотов, лампочки освещения кабины, вещевого ящика, багажника, звуковой сигнал.

Во время движения автомобиля устройства долговременного использования работают длительное время (иногда, постоянно): вентиляторы системы охлаждения, аудиоаппаратура, климатическая установка, навигация, сигнализация, средства активной/пассивной безопасности.

Основные потребляющие системы функционируют беспрерывно, обеспечивая оптимальную работоспособность машины: ЭБУ, подача топлива, зажигание, впрыск, приготовление смеси, ЭУР (электрический усилитель руля), АКПП.

28.01.2021
купить автозапчасти