Капитальный ремонт двигателя на грузовом автомобиле
В свой час любой двигатель может потребовать восстановления. Как и любой агрегат, мотор имеет ресурс, зависящий от интенсивности и условий эксплуатации. Поговорим о том, что ждет нас, если на горизонте появится необходимость в капремонте мотора грузовика.
Что такое капитальный ремонт двигателя
Капитальный ремонт двигателя - приведение мотора до исходного состояния. Во время комплексных работ восстанавливаются эксплуатационные возможности агрегата, продлевается его ресурс.
Качество ремонта зависит от качества деталей, опыта и порядочности мастера. Доверять сердце своего автомобиля можно только тому, в ком Вы уверены.
Когда нужно делать капитальный ремонт двигателя
Двигатель подает сигналы, которые внимательный водитель не пропустит:
- посторонние шумы в моторе (громкий, несвойственный двигателю стук сообщает об износе кривошипно-шатунного механизма);
- резко подросший “аппетит” на масло (вероятность износа, поломки клапанных маслосъемных колпачков);
- сизый дым из выхлопной трубы (возможен износ клапанных колпачков).
О необходимости капитальной починки мотора должен сообщать опытный мастер. Но если Вы заметили указанные признаки, не тяните с визитом в автосервис.
Причины и предпосылки
Точного ответа нет, есть факты, указывающие – ресурс исчерпан, требуется капиталка. Причины, приводящие к скорому выходу из строя частей и агрегатов двигателя:
- Замена масла в двигателе – операция не сложная, но остро необходимая. Если проводить ее от случая к случаю, масло теряет свои свойства. В нем накапливается нагар, присутствуют крупицы металлической стружки – о каком качестве смазки может идти речь. Только регулярная замена масла обеспечит долговечность работы двигателя, даст отсрочку времени капитального ремонта.
- Кроме сроков замены масла, есть факторы, снижающие эффективность проведения данной процедуры – плохое качество смазывающего материала + масляный фильтр, не отвечающий требованиям завода. За попадание абразивных частиц, к которым относятся окалины, стружка, нагар, отвечает именно фильтр. Если его внутренняя часть не справляется со своей работой – это прямой путь к износу деталей, несмотря на регулярность проведения замены ГСМ.
- Условия, в которых эксплуатируется автомобиль в целом. При постоянных повышенных нагрузках следует тщательнее относиться к сервису агрегатов. Работа на износ при высокой температуре воздуха или постоянном холоде, требуют особого ухода за автомобилем. Следует помнить, что один холодный запуск при -25° приравнивается пробегу 100-120 км!
Особенности ремонта для грузовых и легковых автомобилей
Если условия эксплуатации, требования к соблюдению сроков обслуживания на автомобили едины, то в чем разница ремонта?
Главное – размеры. Автосервис грузовых автомобилей сразу отличается размерами. Габариты транспорта, детали корпуса и агрегаты – все требует дополнительного места для размещения. Для изготовления корпуса грузовика берется более толстый металл, размеры деталей, их вес, диктуют наличие дополнительного оборудования для демонтажа. Практически все оборудование в мастерской по обслуживанию грузовиков отличается от сервиса “легковушек”.
В ремонте учитывается все – направление работы, нагрузки (тяжеловоз, или маленький грузовичок), условия постоянной эксплуатации – все факторы имеют конкретное влияние на качество ремонта, устанавливаемые детали. Грузовой транспорт рассчитан на заработок, постоянное движение - экономия на запчастях может привести к еще более серьезным последствиям. Важную роль здесь играет и монтаж агрегатов. Неправильно установленная, недокрученная часть может проявиться очень скоро, а может действовать как “часовая мина”.
Быстро и качественно ремонт грузового автомобиля можно выполнить в специализированной мастерской. Кроме всего, после капремонта двигателю необходима стендовая, холодная обкатка, что невозможно провести в компактных гаражах.
Особенности ремонта для дизельных и бензиновых моторов
Разница существует в конструкции самого двигателя, способа разборки, что влияет на скорость выполнения работ. Влияет и наличие необходимых деталей для дизелей. На бензиновый двигатель запчастей на рынке больше - соответственно, цена ниже. Но дизельный движок долговечней, у него прочнее конструкция, мощнее детали.
Оказать сильное влияние на продолжительность бесперебойной работы двигателя может горючее. Качество дизельного топлива оставляет желать лучшего, именно из-за него замену ГСМ и фильтров приходится производить даже чаще, чем рекомендовано заводом.
Бензиновый ДВС не так “переборчив”, но и он подвержен дополнительному износу за счет качества топлива.
Стоимость работ по капремонту двигателя
Цены на капремонт практически равны по регионам Украины. Главная составляющая – стоимость комплектующих деталей. На иномарки она выше, чем на отечественные автомобили (из-за оплаты таможенных пошлин). Разнятся цены и по году выпуска авто, модификации двигателя.
Прежде чем обращаться в сервис, требуется получить представление о сумме расходов для конкретного грузовика. Ответ складывается из комплекса вопросов:
- марка автомобиля;
- возраст, модель;
- какой уход осуществлялся;
- объем предстоящих работ.
Внимание! В очередной раз следует подчеркнуть необходимость выполнения работ по ремонту и наладке ДВС только на сервисной станции! Экономьте свои денежные средства разумно!
Что входит в капитальный ремонт двигателя
"Капитально" - значит "основательно". С этого начинается работа. Двигатель полностью снимается с автомобиля, разбирается, моется. Все детали осматриваются, дефектуются. Принимается решение о ремонте или полной замене частей и комплектующих.
Что такое текущий ремонт, отличия от капитального
От текущего ремонта двигателя капиталка отличается тем, что ремонту и замене подлежит не один узел или деталь, а полностью обновляются, заменяются и подгоняются друг к другу все агрегаты ДВС.
Текущий ремонт проводится регулярно, защищая ДВС в целом, отдаляя срок наступления необходимости в капиталке. Капитальный ремонт приводит состояние агрегатов и механизмов в первоначальный вид.
Текущий ремонт
- очистка от нагара гильз, клапанов, поршней, цилиндров;
- проверяется состояние поршневых колец, пальцев;
- состояние шатунных вкладышей;
- проверка топливной системы, топливного насоса (дизельный движок);
- регулировка зазоров клапанов;
- промывка маслопровода;
- очистка, подтяжка болтов (шатунных);
- прочистка, промывка радиатора, ремонт или замена.
Капитальный ремонт
Прежде всего – восстановление первоначального состояния с сохранением заводских параметров.
Только полный демонтаж, полная разборка и последующая дефектовка.
- очищается корпус снаружи и внутри;
- промываются и очищаются от нагара все части;
- тщательно осматриваются на предмет задиров, трещин, сколов;
- возможный ремонт поврежденных и замена отбракованных деталей;
- сборка двигателя, регулировка, стендовые испытания.
Как сделать капремонт двигателя?
Главная часть работы – блок цилиндров и коленчатый вал. Важно правильно произвести расточку – только опытный мастер знает, от какой точки брать отсчет (на нижней плите блока возможны неровности, привязка делается к специальной шлифованной метке). Геометрические параметры блока должны быть четко выверены.
Работа с коленвалом не оканчивается на шлифовке. Подбираются вкладыши. Производится балансировка (причем в три этапа минимум):
- балансировка вала самостоятельно;
- балансировка со шкивом;
- балансировка вала, сцепления, переднего шкива и маховика в сборе.
Очень удобно в момент полной разборки обратить внимание на мелкие детали – такие, как всевозможные прокладки, сальники, резинки, патрубки – все, что трудно досягаемо на рабочем двигателе. Следует заменить ремни, направляющие ролики генератора, ГРМ.
Альтернатива - покупка контрактного двигателя
Если нет желания ждать окончания ремонта двс, можно купить контрактный двигатель. Это - возможность за относительно небольшую сумму получить мотор, готовый ринуться в бой. Или… Возможны “сюрпризы”.
Плюсы и минусы
Контрактный
Контрактный мотор зачастую приходит с разборки. Возможно, этот движок с авто, “выкатавшего” ресурс, кузов которого просто пришел в негодность. Вариант с авто после ДТП – кузов восстановлению не подлежит, а агрегаты вполне пригодны. Возможен третий вариант – криминальный – когда разбирается угнанный автомобиль. При любой расстановке – это лотерея, где никогда не известно, как, в каких условиях эксплуатировался “донор”.
Восстановленный
Восстановленный – тот же “контрактник”, над которым поработал специалист. И никто не даст гарантии, что все допуски приведены к минимальным параметрам: а это влияет на остаточный ресурс. Другими словами – чем меньше расхождения от нормы, тем дольше прослужит новый агрегат, и чем больше выработка деталей, тем меньше времени остается до следующего ремонта.
Вывод напрашивается один – приобретая автомобиль для работы, стоит позаботиться о его долговечности. Экономия на качестве топлива быстро приведет к ремонту. Экономия на качественном ГСМ – тоже. Применение дешевых, неоригинальных запчастей приведет к выходу из строя всего механизма.
Для долгой и производительной работы всех подвижных частей и агрегатов автомобиля необходимо регулярно проводить ТО (по графику). В целях экономии можно на предстоящий ремонт постепенно откладывать небольшие суммы – своего рода создание резервного фонда капитального ремонта.