Подвеска грузового автомобиля (обзор)
Подвеска предназначена для поддержания плавности передвижения автомобиля в различных дорожных и климатических условиях. Это связывающее звено между колесами и кузовом, обеспечивающее комфортность и безопасность, ‒ подвеска не только поглощает вибрации от неровностей, но и удерживает автомобиль от опрокидывания в поворотах.
Как функционирует подвеска в грузовых транспортных средствах (ГТС)? Автозапчасти-ЮА анализирует специфику устройства подвесной части грузовиков.
Особенности конструкции подвески грузовых авто
В обеспечении безопасного перемещения грузов на большие расстояния в условиях изменения скоростных режимов, рельефа местности, качества дорог, подвесные узлы грузовых машин играют ключевую роль. При разработке конструкций подвесок, производители учитывают: устойчивость, проходимость, расход горючего, долговечность, вес агрегата, комфортность езды. Система должна быть: конструктивно простой, недорогой в обслуживании, надежной.
Элементы всех разновидностей подвесок ГТС:
- упругие: принимают толчки от дороги и распределяют по кузову (продольные/поперечные рессорные конструкции, пружины, пневмосистемы);
- гасящие: снижают колебания (амортизаторы, гидропневматические стойки);
- стабилизаторы: не допускают поперечного наклона (крена) автомобиля (П-образные устройства, работают на скручивание);
- направляющие: связывают раму с подвеской, устанавливают взаимодействие кузова и колес (рычаги, стойки);
- крепежные детали: жесткие и нежесткие компоненты для соединения и закрепления частей подвески между собой и к авто (болты, сайлентблоки, шаровые опоры, шарниры).
Познавательно
На стадии внедрения находятся гидропневматические стойки нового поколения с функциональностью «2 в 1» ‒ упругого и гасящего элементов.
По связи между осевыми колесами различают несущие системы: зависимые и независимые.
Зависимые ‒ колесные пары грузовика соединены цельной балкой. Конструкция подвески предполагает взаимозависимость колес при движении по дорожному полотну.
Независимые ‒ вертикальные перемещения колеса не воздействует на противоположную сторону, балка не монолитна.
На грузовом транспорте наибольшее распространение получили зависимые подвесные системы (рессорные и пневматические), ‒ они надежны, обеспечивают устойчивость, имеют большую амплитуду перемещений.
Пневматическая подвеска грузового автомобиля
Пневмоподвеска ‒ высокотехнологичный узел с воздушными подушками вместо тяжеловесных рессор. Система оснащается:
- трубопроводами: для доставки воздуха в «пневморессоры»;
- компрессором;
- ресивером: для стабилизации напора;
- электроклапанами: для поддержания давления;
- осушителем влаги;
- ЭБУ и ручной системой управления.
Принцип работы:
Пуск мотора - автовключение компрессора - заполнение ресивера - накачка подушек до заданных параметров.
Во время движения - автоподдержание заданного напора/клиренса - ручная корректировка характеристик.
Пневматические подвесные изделия по числу контуров (в каждом ‒ 1 электроклапан) могут быть: одно -, двух -, четырехконтурными.
Основные преимущества:
- плавность хода автомобиля;
- стабильность при маневрировании и торможении;
- долговечность (ресурс» 1млн.км);
- бесшумность;
- регулируемость (в т.ч., при неравномерном расположении груза ‒ автоматическая регулировка давления в соответствующих подушках);
- минимальный вред дорожному покрытию.
Недостатки пневмоподвески:
- высокая стоимость ремонта;
- требует чистоты;
- восприимчива к воздействию реагентов.
Пневмосистемы создают максимальную комфортабельность и стабильность при транспортировании грузов.
Рессорная подвеска грузового автомобиля
Самый распространенный тип подвесок, где наборы рессорных листов (11 ‒13 шт.) разной длины расположены в продольной плоскости и посредине жестко скреплены с мостом; с рамой ‒ один конец коренного листа жестко, другой нет. В простом варианте конструкции, рессоры выполняют функции упругого и направляющего элемента.
Для улучшения эксплуатационных характеристик подвески, сверху рессоры устанавливается подрессорник, прикрепленный к мосту (без крепления концов к раме): при увеличении нагрузки, подрессорник упирается в рессору и работает, как упругий элемент.
Преимущества:
- простота подвески;
- устойчивость к вертикальным, боковым, горизонтальным нагрузкам;
- доступная стоимость.
Недостатки:
- жёсткость;
- недолговечность;
- необходимость регулярной очистки и смазки.
Оптимизация рессорных систем
Производители грузовой техники усовершенствуют подвесные рессорные конструкции. Широкое применение получили:
- однолистовые узлы;
- полупневматические системы подвески;
- балансирные системы;
- амортизаторы в комплекте с рессорой.
Рессорные подвесные устройства не потеряли своей актуальности и широко применяются на грузовом транспорте.
Независимая подвеска грузовых автомобилей
Такие системы не имеют цельного моста. Независимые подвески на грузовиках используются реже зависимых. Это обусловлено спецификой грузового транспорта, и требованиями к простоте и надежности. На ГТС применяются независимые устройства таких типов:
- двухрычажная;
- торсионно-рычажная;
- Макферсон (на передней оси ГТС до 5т);
- на поперечных рычагах (двойных);
- с качающимися полуосями.
Преимущества независимой подвески:
- плавность хода;
- оптимальная управляемость;
- максимальная сцепляемость с дорогой.
Недостатки:
- ограниченная рычагами амплитуда колес;
- слабая проходимость по бездорожью;
- ремонт ‒ только на СТО;
- большое число деталей.
Эксплуатация подвески
Надежность и долговечность подвесных систем зависит от режимов эксплуатации автомобиля и регулярного обслуживания. Чтобы продлить ресурс подвески, необходимо:
- избегать быстрой езды по неровностям;
- не устанавливать машину под укосом;
- обрабатывать антикоррозийными средствами рессоры, пружины, рычаги, тяги;
- не допускать люфтов элементов подвески;
- вовремя менять детали.
Выполнение этих рекомендаций продлит работу подвески грузового транспорта.