Неисправности коробки передач и способы их устранения самостоятельно
Даже неопытный, но заинтересованный водитель может сделать незначительный ремонт коробки передач на своем грузовике без помощи автосервисов. Пусть не каждый замахнется на капитальный, но определить и заменить отработанные детали можно попробовать, не обращаясь на СТО.
Что такое коробка передач
Механизм, за счет которого изменяется передаточное отношение (между крутящими моментами валов) в автомобиле. Являясь ключевой составляющей трансмиссии, коробка передач помогает управлять скоростью, а также разъединять двигатель и трансмиссию.
Принцип действия различных коробок распределяет их по группам: ступенчатые (механические, роботизированные), бесступенчатые (вариатор), комбинированные (автомат).
Разница между МКПП и АКПП
Механическая коробка передач предполагает большее участие водителя в управлении автомобилем. Передачи переключаются вручную при одновременном нажатии педали сцепления.
Плюсы МКПП кроются в простоте механизма, минимальной цене и максимальной надежности. Они служат дольше, позволяют водителю держать под контролем обороты двигателя, динамику автомобиля. Расход топлива в таких машинах ниже, чем в автоматах. Чаще всего механику устанавливают на транспорт, предназначенный для бездорожья, грузовые автомобили и машины для соревнований.
Единственный минус механических коробок - трудность управления для неопытных водителей.
В АКПП передачи переключаются автоматически, что существенно облегчает процесс вождения. Самые распространенные автоматы имеют гидротрансформатор, берущий на себя функцию сцепления и передачу крутящего момент планетарному редуктору.
Плюсы автоматической трансмиссии - простота управления, невозможность откатится назад при подъеме в гору. Двигатели на машинах с АКПП обычно служат дольше. Однако, сама коробка может потребовать ремонта раньше, чем механическая. А ремонт автоматической коробки сложнее и стоит дороже.
Аппетит автомобилей с АКПП больший, чем у машин на механике. И это - еще одна причина того, что коммерческий транспорт, в основном, на МКПП.
Особенности коробок для грузовых автомобилей
В мкпп грузовиков большее число передач, первые две - понижающие. Они задействуются для плавного начала движения. Первая - для старта груженой машины, со второй может трогаться пустая. Общее количество передач большегрузов обычно от шести до восьми. Поэтому переход между скоростями более плавный, чем в легковых автомобилях. Это способствует меньшему износу коробки при движении грузовика.
Принцип работы
Крутящий момент от мотора посредством сцепления передается на первичный вал кпп, а затем преобразуется с помощью взаимосвязано функционирующих шестерен и передается на вторичный вал, а чрез него - на карданный вал и колеса. Шестерни работают парами (ступень), они имеют определенное передаточное число, преобразующее скорость вращения и крутящий момент с первичного на вторичный вал.
Скорость вращения обратно пропорциональна крутящему моменту - при ее увеличении крутящий момент уменьшается, поэтому на более высоких передачах автомобиль не может тронуться с места.
Передаточное число зависит от отношения количества зубьев (и, соответственно, диаметров) парных шестерен первичного и вторичного валов.
Скорости переключаются при выжатой педали сцепления, так как в этот момент крутящий момент перестает передаваться от мотора к первичному валу. Скорости вращения валов выравниваются, а переключение происходит плавнее.
Причины поломок МКПП
При внимательном отношении и аккуратном управлении механическая коробка служит практически безотказно. Но механизм не всегда попадает в идеальные условия эксплуатации, а потому есть распространенные причины проблем с МКПП:
- агрессивное вождение;
- пренебрежение своевременным ТО;
- игнорирование контроля уровня масла;
- некачественное трансмиссионное масло;
- запчасти низкого качества, которые используются при ремонте КПП.
Основные ошибки эксплуатации МКПП
Несмотря на высокую степень надёжности механической коробки, ломаться она может. Чаще всего причина кроется не в тяжелых дорожных условиях, а в неаккуратном ручном управлении автомобилем.
- Переключение передач без выжатого сцепления. “Болезнь” новичков и тех, кто пересел с автомата на механику. Коробка без сцепления просто не отключается от мотора, в результате зубья шестерен сильно изнашиваются и ломаются.
- Переход на пониженные передачи при высоких оборотах трансмиссии дает повышенную нагрузку на сцепление, из-за чего могут поломаться зубья шестерен.
- Привычка держать ногу на сцеплении тогда,когда это не нужно (на светофоре, перед перекрестком и т.д.). Такая манера вождения ускоряет износ диска и подшипника сцепления.
- Включение задней передачи без остановки. Быстрое переключение рычага с первой на заднюю передачу в движении изнашивает шестерни.
Если ремонт коробки передач не входит в Ваши планы, приучайте себя не допускать подобных ошибок при вождении.
Как провести диагностику коробки передач
Диагностика начинается с оценки состояния сцепления, уровня и состояния масла в коробке. Затем нужно проверить механизм переключения передач. Изношенные или сломанные элементы сцепления (диск, корзина, выжимной подшипник и др.) могут давать сбои, поэтому их нужно заменить.
Старое загрязненное масло теряет необходимые свойства, поэтому также требует замены. Кроме того, важно убедится в том, что трансмиссионного масла в коробке достаточно. Нехватка скажет об утечках через сальники, уплотнители или прокладки, которые пришли в негодность.
Пошаговая инструкция по ремонту МКПП грузовика своими руками
Ликвидация неисправностей коробки передач требует понимания принципа работы и хорошего знания внутреннего устройства конкретного автомобиля. Если Вам не приходилось ремонтировать коробки, то не пытайтесь сразу брать на себя сложные задачи. Независимо от того, сколько стоит ремонт коробки передач, он обойдется дешевле, чем восстановление КПП после неудачных самостоятельных попыток.
А вот небольшие неполадки вполне можно исправить своими руками.
Определение поломки
Свои неисправности коробка передач демонстрирует в движении:
- не включаются или включаются с большими усилиями передачи - из-за износа, поломки муфт синхронизаторов, заклинивания шестерен, проблем с функционированием привода переключения передач, дефектов блокирующего устройства, низкого уровня или качества масла;
- самопроизвольно выключаются передачи - из-за износа или разрушения шестерен, синхронизаторов, подшипников валов, шлицев на муфтах синхронизаторов; из-за того, что болты крепления коробки к мотору или мотора к кузову отвернулись, просели либо повредились пружины фиксаторов;
- МКПП вибрирует при заведенном моторе - нарушился режим работы двигателя, отвернулись болты крепления КПП к мотору или мотора к кузову либо разрушились опоры крепления коробки и мотора;
- шум при работающем моторе на какой-либо передаче - бывает из-за износа либо поломки синхронизатора, зубьев шестерен этой передачи;
- шум при включении всех передач - может возникать по тем же причинам либо из-за порчи ведомой шестерни, подшипников выходного вала;
- утечка масла из МКПП - из-за износа уплотнительных колец, пробок, сальников, избытка масла в коробке, поломки либо загрязнения сапуна, вмятин или трещин на привалочных поверхностях коробки, картера сцепления; из-за отвернувшихся болтов крепления коробки к мотору.
Если поломка выявлена, можно переходить к ремонту КПП грузовика.
Снятие коробки передач
Прежде, чем снять коробку, проверьте, что соединения тросов, рычагов и реек в порядке. Их плохие соединения могли заставить автомобиль дергаться при вполне работоспособной КПП. В такой ситуации элементы нужно хорошо соединить, и проблема устранится.
Демонтаж механической коробки с грузовика нужно делать так:
- установите противооткатные упоры, чтобы заблокировать колеса;
- отсоедините клеммы от акб;
- аккуратно слейте масло в емкость, чтобы оно не пролилось на пол или землю;
- отсоедините узлы, препятствующие снятию коробки;
- установите мотор и коробку на подпорки, чтобы не уронить их на землю;
- снимите кардан;
- отсоедините КПП от двигателя и опорных подушек;
- снимите коробку (если она не поддается, действуйте с помощью монтировки).
Разборка и замена деталей
Предваряет разбор коробки тщательная очистка механизма от накопившейся грязи. Затем раскрутите устройство и изучите его внутренности.
- снимите “колокол”, открутите крышку пятой передачи;
- проверьте вилку передач, замените ее, если нужно;
- извлеките валы, вытащите и замените муфту;
- проверьте износ шестерен, шлиц;
- осторожно извлеките и замените подшипники, независимо от их внешнего состояния, так как уровень их износа визуально оценить невозможно.
Проверьте, стучат ли на валу новые шестерни Если стук есть, вал тоже подлежит замене.
Если Вы взялись за ремонт КПП грузового автомобиля своими руками в целях экономии, не пытайтесь сократить себестоимость затеи за счет установки сомнительных деталей. Аналоговые запчасти низкого качества способны навредить автомобилю больше, чем агрессивный стиль вождения.
В интернет-магазине “Автозуа” продаются только оригинальные детали для коробок передач любого типа. Мы специализируемся на грузовых автомобилей китайских производителей и доставляем запчасти непосредственно с заводов - по доступным ценам и в оптимальные сроки.
Сборка и установка КПП
Собирать и устанавливать коробку нужно в обратном порядке. Обратите внимание на небольшие, но важные моменты:
- при установке муфты помните о стопоре;
- подшипники нужно устанавливать в соответствии с пазами и проточкой;
- прежде, чем закрывать крышку коробки, ее нужно почистить, а края обработать герметиком.
Советы водителей по эксплуатации
Работоспособность и долголетие механической трансмиссии зависят от особенностей эксплуатации коробки и сцепления.Основной вклад в “неубиваемость” механизма - всегда плавно переключать передачи, до конца выжимать педаль и следить за соответствием передачи скорости движения.
- Регулярно, особенно после активной эксплуатации машины, нужно проверять уровень, состояние масла, следить за его утечками.
- В мороз не оставлять грузовик на стоянке с включенной передачей.
- Заливать масло, рекомендованное производителем, а не активно рекламируемое продавцами;
- При ремонте коробки передач использовать только оригинальные детали.
МКПП - надежное устройство, которое просто нуждается в аккуратности и внимательности со стороны водителя.
Цены на СТО в Украине
Стоимость устранения неисправностей МКПП в Украине зависит от марки автомобиля, состояния узла и объема необходимых работ. Цены на диагностику начинаются от 150 грн., на замену масла в механической коробке - от 190 грн, на ремонт МКПП - от 2000 грн.
Снизить итоговую стоимость ремонта Вы можете, самостоятельно купив качественные элементы для замены в проверенном магазине. Или своими руками восстановив рабочее состояние коробки.
Берегите свой автомобиль, и он ответит Вам безотказной работой.