Грузовой шиномонтаж: все способы ремонта грузовых шин
Содержание
Согласно статистике, примерно половина отремонтированных грузовых покрышек не обеспечивает предусмотренного производителем пробега. И дело тут не в факте ремонта, а в его качестве. Шины категории “сделайте мне как-нибудь, лишь бы до дома дотянуть” долго не живут.
Заинтересованные в быстром заработке горе-мастера начинают затыкать места утечки саморезами, лепят одни заплатки и даже находят место для камеры в бескамерных шинах. В результате, приходится менять покрышки практически сразу. Хотя незапланированные траты - мелочи, по сравнению с тем, что может повлечь за собой некачественный шиномонтаж впопыхах.
Поговорим о способах профессионального ремонта грузовых шин и о том, когда его можно сделать самостоятельно.
Причины повреждения грузовых покрышек
Далеко не всегда покрышки повреждаются из-за гвоздей на дороге. Да и не столько острых предметов на трассе, сколько шин регулярно выводится из строя. Причин множество, большинство водителей большегрузов сталкивались с той или иной причиной. Но мы их обобщим.
Внутреннее давление в шине
Производители автомобилей указывают рекомендуемое давление шин, при котором они сохраняют эксплуатационные характеристики. Если значение упало, а шина продолжает колесить по трассам, она перегревается. А потом - повреждается.
Заботливые водители обычно проверяют давление раз в 1,5-2 недели. Этого достаточно, чтобы обнаружить проблему и вовремя от нее избавиться. Проверяют только “холодные” шины.
Нагрев шины
Шина при качении нагревается из-за трения между ее структурными элементами, а также из-за трения о покрытие. Во время движения пятно контакта имеет самую высокую температуру, а остальные части покрышки успевают остыть, деля свое тепло с воздухом.
Нагрев шины при жесткой эксплуатации, высокая скорость и “рельефная” дорога приводят к ее износу, растрескиванию.
Неправильный выбор типа шины
Производитель дает рекомендации по выбору шин. Отклонение от них обеспечивает плохую управляемость транспортного средства и стремительному повреждению покрышек.
Если шина больше, чем нужна, она будет стирается о части кузова, рычаги подвески. Если меньше - движение становится жестким, нагрузка на шину - непосильной.
Основные виды повреждений:
Пробой или порез
Пробоина,порез покрышки - результат встречи с реалиями отечественных дорог. Ямы, старые бордюры, торчащая арматура периодически попадаются даже на пути столичных водителей. Особо сложный вид повреждения - пробоина боковой части шины. Она приводит к резкому снижению давления в шине и требует срочного ремонта или замены колеса.
Прокол
Это сквозное повреждение - следствие наезда на саморез, гвоздь и подобные дорожные сюрпризы. Размер прокола обычно не превышает 3 мм. С гвоздем в покрышке можно какое-то время спокойно передвигаться, но как только он выскочит из нее, колесо сдуется. К тому же при такой езде саморез портит нити корда, что рано или поздно может испортить геометрию колеса.
О наличии в шине постороннего предмета скажет постоянно снижающееся давление в колесе, которое нуждается в регулярной подкачке.
Грыжа
О грыже шины расскажет выпуклость на колесе, как правило, в боковой части. Это повреждение внутреннего слоя покрышки. Оно случается, если колесо сталкивается с бордюром, деревом, столбом. Проявляется грыжа не в момент удара, а спустя одну или несколько недель после него.
Нарушение геометрии
Нарушенная геометрия шин - чаще всего результат неправильного отношения к колесам. Чрезмерное лихачество на дороге с некачественным покрытием, перегрузка колес, высокое давление в покрышках, наезд на препятствие. Часто геометрия шин страдает из-за непрофессионального шиномонтажа или заводского брака.
Обнаружить нарушенную геометрию можно по форме беговой дорожки, напоминающей цифру восемь, выходу нитей корда наружу либо внутрь покрышки. Вернуть былые характеристики такой шине почти нереально.
Повреждение вентиля
При длительной интенсивной эксплуатации грузовика, под воздействием химреагентов, резиновая часть вентиля рассыхается, портится его металлический элемент. Вентиль повреждается и влечет за собой пониженное давление в шине, и, соответственно, ее преждевременный износ.
В шиномонтажных центрах вентили меняют при сезонной смене резины, но и сами водители не должны контролировать их состояние.
Когда шины можно отремонтировать самостоятельно?
Чинить большой порез или боковую пробоину своими руками мы бы не советовали, здесь нужно специальное оборудование. Но вот самостоятельно заклеить пластырем прокол или установить жгут под силу каждому водителю большегруза. Чуть ниже мы рассмотрим подробно, как установить жгут.
Основные проблемы при самостоятельном ремонте
Часто проблемы с покрышками настигают на трассе. Действовать приходится подручными средствами - аптечкой для колес и минимальным набором инструментов. Недостаток опыта - с проколом когда-то сталкиваешься впервые. Все это может отразиться на качестве ремонта, но поможет добраться до автосервиса.
Как ремонтируют шины на СТО?
Шинные центры имеют вулканизационные прессы и другое профессиональное оборудование. Мастера ежедневно сталкиваются с “болезнями” покрышек, у них богатый опыт и на все проблемы - готовое решение.
Вулканизация покрышек
Метод горячей вулканизации
Этот способ - самый популярный, так как позволяет получить надежный стык и продлевает срок профпригодности шины.
К горячей вулканизации прибегают при ремонте грыж, сложных боковых порезов, дефектов протекторной поверхности шин. Метод эффективен, если покрышка наездила себе серьезные механические повреждения.
Процесс основывается на температурном воздействии на резину. На поврежденную часть покрышки наносится пластичный состав. Нагрев покрышки до 200 по Цельсию обеспечивает сцепление резины в единое целое.
Продолжительность процедуры горячей вулканизации зависит от толщины сцепляемых поверхностей и температуры. На финальной стадии подлеченную покрышку обязательно охлаждают.
Метод холодной вулканизации (ремонт заплатой)
Холодная вулканизация подходит для ремонта проколов шин. Суть метода - "лечение" с помощью пластыря или заплатки. На поврежденное место наносится специальный клей. При высыхании он попадает в резину и вулканизирует ее.
Наносить клей можно в несколько слоев. А после его просыхания наклеивается заплата, которая фиксируется пневмоинструментом.
Преимущества:
- быстрый способ;
- низкая цена ремонта.
Недостатки:
- подходит только для незначительных проколов.
Ремонт покрышек грибками
Ремонт покрышек грибками - вариация холодной вулканизации, которая подходит для средних проколов протекторной части, плеча или боковины шины. Диаметр прокола в радиальных покрышках может быть до 13 мм, в диагональных - до 25 мм.
Для ремонта применяются грибки Tech Uni-Seal, Radial-seal с металлическим стержнем. Они покрыты адгезивным веществом, которое обеспечивает герметичность и вулканизирует шину.
Перед применением грибков, корд и отверстие зачищаются карбидными фрезами. Это обеспечивает лучшее сцепление материалов.
Преимущества:
- подходит для различных проколов;
- простая технология для профессионального шиномонтажа;
- требует мало времени на ремонт;
- стоит недорого;
- продлевает срок службы покрышки.
Недостатки:
- не "лечит" серьезные повреждения покрышек.
Ремонт с помощью жгутов
Метод предназначен для самостоятельного ремонта бескамерной шины в "полевых" условиях. Колесо не нужно разбирать. В некоторых ситуациях его можно даже не снимать с автомобиля.
Установка кордового жгута требует наличия самого жгута, спирального и вводного шило. Спиральным шилом прочищается место прокола, а “по пути” оно деликатно раздвигает проволочки корда, не повреждая их. Затем установочное шило с введенным в него жгутом (там есть специальное отверстие) проталкивается на 4 см в очищенный канал. Шило вынимается, а жгут остается на месте. Излишки свыше 3 мм от покрышки срезаются и можно в путь.
Обратите внимание! Если с помощью жгута пришлось ремонтировать боковой прокол, то следующий этап после его установки - поездка в автосервис за профессиональным ремонтом шины.
Преимущества:
- быстрый ремонт;
- процесс проходит без снятия колеса.
Недостатки метода:
- эффекта хватает ненадолго - через 4-5 месяцев жгут ссыхается.
Ремонт грузовых шин с помощью пластыря CR, P
Технология TAP RAP используется при сложных боковых "травмах" грузовых покрышек, включая повреждение нитей корда. Она предполагает замену нитей в боковой части шины с помощью ремонтного и бутилового пластырей.
Суть метода основывается на горячей вулканизации. Определяются зоны дефекта, вырезаются окна и соответствующие по размеру пояса из пластыря. Материалы подбираются с учетом таблицы TAP RAP, так как под каждый размер колеса есть свои пластыри CR с диаметром нитей корда, равным их диаметру на родном колесе.
На зачищенную поверхность наносится горячий вулканизационный состав, затем приклеивается бутиловый пластырь P. Все процедуры проводятся в один этап, с использованием специальных средств для склеивания.
Преимущества:
- используется для ремонта значительных повреждений;
- дает надежный результат.
- Недостатки:
- не самый дешевый способ.
Стоимость ремонта грузовых шин
Стоимость шиномонтажа зависит от сложности дефекта. Заклеить обычный прокол в автосервисе стоит немногим более 10 гривен. Другие цифры назовут при виде грыж и боковых пробоин.
Однако, самостоятельный ремонт небольших проколов дешевле всего. В продаже есть различные комплекты для бескамерных шин, которые включают в себя пластыри, жгуты, необходимые инструменты. Быть во всеоружии - быть неуязвимым!